5 Диагностика локальных сетей и Интернет
Семенов Ю.А. (ГНЦ ИТЭФ)
Читатели неизбежно делятся на две категории:
а. Администраторы сети, которые формируют сетевую среду (подавляющее меньшинство).
б. Пользователи сети, кто вынужден эту среду осваивать и в ней жить.
Вторая категория, в силу своего численного превосходства, способна задать столько вопросов, на которые первая, даже будучи столь же многочисленной, не смогла бы ответить. Вопросы бывают простые, например:
"Почему не работает электронная почта?" (хотя известно, что вторые сутки за неуплату обесточен весь вычислительный центр). Бывают и сложные: "Как уменьшить задержку отклика, если канал перегружен?"
Число компьютерных сетей увеличивается лавинообразно, растет число больших (>10 ЭВМ) и многопротокольных сетей (Novell, DECnet, TCP/IP, AppleTalk и т.д.). По мере увеличения сети усложняется ее обслуживание и диагностика, с чем сталкивается администратор при первом же отказе. Наиболее сложно диагностировать многосегментные сети, где ЭВМ разбросаны по большому числу помещений, далеко отстоящих друг от друга. По этой причине сетевой администратор должен начинать изучать особенности своей сети уже на фазе ее формирования и готовить себя и сеть к будущему ремонту. При возникновении нештатной ситуации администратор должен суметь ответить на ряд вопросов:
Начинать надо с исчерпывающего документирования аппаратной и программной части сети. Администратор всегда должен иметь под рукой схему сети, отвечающую реальному положению на текущий момент, и подробное описание конфигурации программного обеспечения с указанием всех параметров (физические и IP-адреса всех интерфейсов, маски, имена ЭВМ, маршрутизаторов, значения MTU, MSS, TTL и других системных переменных, типовые значения RTT и других параметров сети, измеренных в разных режимах.).